Количество оборотов для включения турбины дизеля
Турбина существенно увеличивает мощность двигателя без повышения его веса. Среди новых автомобилей доля турбированных моторов составляет около половины и 80% из них - это дизели. Что касается коммерческих транспортных средств, то и здесь уже давно господствуют турбодизельные агрегаты. Популярность технологии вполне объяснима: экономически выгоднее установить турбину, чем увеличить количество цилиндров либо повысить их объём.
Многие автолюбители интересуются, при каких оборотах включается турбина на дизеле. На самом деле, вопрос поставлен не совсем корректно, так как турбокомпрессор начинает работать сразу же после запуска мотора, то есть выхлопные газы раскручивают крыльчатку даже на холостом ходу, правда, незначительно. При повышении оборотов происходит не включение системы, как таковой, а увеличение её производительности.
Важнейшим показателем турбины является номинальное давление наддува. Для обычных легковых авто верхняя граница находится в пределах 1,4-2,5 бар, для спортивных - до 3,4 бар. Проверка нагнетания турбокомпрессора осуществляется в реальных условиях при работе мотора под нагрузкой. Манометр включается в цепь управления ТНВД или в разрыв датчика во впускном коллекторе. Полученные во время диагностики данные сравниваются с заводскими. Когда значения выше типовых, это свидетельствует о проблеме в ограничивающем клапане. Если показатели слишком малы, причины могут быть разные, как поверхностные (засорён воздушный фильтр), так и более глубокие, связанные с внутренними неисправностями турбины.
Для дизельных автомобилей максимальная эффективность наддува достигается при 1800-4000 оборотах коленвала. Именно в этом диапазоне колесо турбины раскручивается до значений, предусмотренных производителем (от 150 000 об/мин и выше). Выход на эффективный режим работы («подхватывание») происходит при достижении двигателем 1800-2500 об/мин. Пик производительности - 3000-4000 об/мин. При дальнейшем увеличении оборотов давление становится слишком большим, что приводит к значительным перегрузкам. Это чревато разрушением компонентов ДВС, поэтому автоматически включается перепускной клапан, сбрасывающий избыточное давление.
Узнать, при каких оборотах давление турбины соответствует номинальному, можно с помощью адаптера Vag-COM. В процессе диагностики снимаются показатели датчиков, и осуществляются замеры степени открытия вестгейта.
Приблизительный алгоритм действий для двигателей TDI:
На стандартном дизеле резкий скачок давления наддува (до 2,1 бар) наблюдается при превышении 1900 об/мин. На этом уровне давление удерживается приблизительно до 4000 оборотов, после чего падает (при дальнейшем увеличении срабатывает клапан сброса).